Центр Коррекционной Педагогики

Дефектологи Центра реализуют поэтапное развитие всех нарушенных или недостаточно развитых функций ребенка, зачисленного на занятия, с учетом закономерностей их становления в онтогенезе, формируя соответствующие возрасту обще интеллектуальные умения.


Комплексные коррекционно-развивающие программы, келаре, в отличие от традиционных учебных, направлены на развитие сохранных функций психической сферы, коррекцию и восполнение недостатков поврежденных и предупреждение появления дальнейших (вторичных и третичных) отклонений в развитии ребенка. Они стимулируют психические функции, лежащие в основе успешного овладения образовательной программой, т. е. непосредственно задействуется познавательная сфера; совершенствуются и корригируются такие высшие психические функции, как восприятие, внимание, память, мышление, речь, моторная сфера и произвольное поведение и т. д.


Работа специалистов центра по развитию и коррекции познавательных психических процессов включает:


-Развитие внимания, как важнейшей предпосылки усвоения ребенком доступного для него объема навыков, умений, представлений и знаний.


-Сенсорное воспитание и развитие ориентировочной деятельности.


Сенсорное воспитание является, с одной стороны, основой для формирования у ребенка всех психических процессов внимания, памяти, сферы образов- представлений, мышления, речи и воображения; с другой оно выступает фундаментальной предпосылкой для становления всех видов детской деятельности - предметной, игровой, продуктивной, учебной и трудовой.

-Развитие и становление монистических процессов (различных видов памяти), позволяющее сформировать и закрепить у ребенка достаточно адекватные образы восприятия предметов окружающей действительности. Именно эти полимодальные образы затем становятся основой для формирования обобщенных и более гибких представлений о предметах и явлениях окружающего мира.


Содержание работы подразумевает расширение объёма, устойчивости, формирование приёмов запоминания, развитие возможности смысловой переработки информации при запоминании. Запоминание детей преимущественно нецеленаправленно они способны запомнить только яркие события и переживания, будь они положительными или отрицательными, все остальное быстро вытесняется и забывается ребенком. Развитие произвольного запоминания ребенка происходит только под влиянием взрослого, поэтому педагог проводит специальные игры и упражнения, требующие от детей произвольного запоминания и воспроизведения материала.


-Формирование мыслительной деятельности.


Содержание работы по этому направлению направлено на развитие формирования устойчивой познавательной мотивации, на укрепление взаимосвязи между основными компонентами мыслительной деятельности: действием, словом и образом. Стимулирование мыслительной активности, восполнение недостатков формирования мыслительных операций (анализа, сравнения, обобщения, выделения существенных признаков и установления логических связей и закономерностей), развитие возможностей элементарного умозаключающего мышления и гибкости мыслительных процессов.


Цель работы педагога с детьми обучение ребенка выделению различных стороны предметов и установление разнообразных связей между ними (все дальнейшее развитие мышления это усложнение с совершенствование этого процесса); необходимо формировать у детей восприятие целостной сюжетной ситуации, умение анализировать проблемно-практическую ситуацию; учить детей устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между объектами и явлениями, изображенными на сюжетных картинках; формировать у детей умения выполнять операции сравнения и обобщения (учить сравнивать предметы и выделять существенные и второстепенные признаки, относить объект или явление к соответствующей группе на основе существенных и общих признаков). На занятиях выделяются следующие блоки: создание предпосылок к развитию наглядно-действенного мышления; формирование целенаправленной орудийной деятельности, представлений о вспомогательных предметах и орудиях фиксированного назначения; знакомство с проблемными практическими ситуациями и обучение использованию предметов-заместителей; формирование ориентировки у условиях проблемной практической задачи и способов ее выполнения; формирование метода решения проблемно-практических задач и обобщение этого опыта в вербальном плане; формирование наглядно-образного мышления; формирование умений выполнять предметную классификацию и обучение решению элементарных логических задач.


-Для формирования у детей целостного восприятия и представлений о различных предметах и явлениях окружающей действительности проводится ознакомление с окружающим миром. В процессе работы у детей формируются обобщенные необходимые представления о характерных признаках групп и категорий предметов; дети учатся пользоваться в активной речи словесными характеристиками и определениями, обозначающими качественное своеобразие изученных групп предметов; расширяют и дополняют выделяемые группы предметов, применяя имеющиеся знания и представления. Данное направление обеспечивает существенные сдвиги в умственном развитии детей лишь в том случае, когда детям будут даваться не отдельные знания о предмете или явлении, а определенная целостная система знаний, отражающая существенные связи и зависимости в той или иной области.


-Формирование математических представлений вносит огромный вклад в систему знаний ребенка и в развитие его познавательных процессов. Основной задачей данного раздела является обучение детей умениям сопоставлять, сравнивать, устанавливать соответствия между различными множествами и элементами множеств. Осознавать значимость структурирования и темп собственной деятельности, овладев первоначальными навыками контроля и соотнесения своей деятельности с окружающей действительностью.


Раздел дефектологической работы по формированию ведущей и типичных видов деятельности представлен такими направлениями, как:


-Формирование предметной деятельности и становление игровой, как ведущей деятельности дошкольного возраста. Игра- основной способ познания мира для ребенка. Именно в процессе игры дети учатся осознавать и выражать свои чувства, выстраивать социальные отношения. Поэтому игровая терапия отлично подходит для детей с эмоциональными и поведенческими нарушениями, задержками речи, трудностями с социализацией. В программу включена игровая и практическая деятельность, предметные, дидактические, строительно-конструктивные, сюжетно-ролевые игры. Именно игра, практические занятия являются средством обогащения, уточнения, усвоения представлений, создают условия для освоения способов поведения, действия в определенных жизненных ситуациях. Особое место на занятия отводится развитию речи, как средства общения.


Воспроизводя в игре конкретные жизненные ситуации, дети применяют усвоенные знания и приемы (например, правила поведения, приемы ухода за маленьким ребенком и т. д.). Эти занятия имеют важное значение для решения задач обучения и воспитания, они способствуют закреплению различных знаний, умений и навыков детей (правила поведения, навыки приготовления тех или иных блюд, сервировка стола, уборки помещения и т. д.)


-Формирование продуктивных видов детской деятельности. В процессе рисования детей учат передавать форму, величину, длину, цвет предметов, их взаимное расположение. Степень развития навыка рисования говорит о развитии пространственного восприятия, мышления, воображения, фантазии, моторики. С помощью лепки детей учат передавать форму, размер, величину предметов ведь именно лепка помогает осознавать эти свойства и помогает сформировать навыки, необходимые для овладения письмом, так как при лепке тренируются мышцы всей руки и кисти, пальцев в частности.


Построение фигур (конструирование) из кубиков по образцу и инструкции, позволяют ребенку развить пространственное восприятие, осознать понятия выше-ниже, длинный-короткий, большой-маленький. Именно с манипулированием предметами можно хорошо отработать использование и значение предлогов. Начинать работу по коррекции пространственного восприятия всегда нужно с предметов, и только потом переходить к картинкам.


-Формирование элементов учебной деятельности и академическое обучение.


Содержание работы по этому направлению подразумевает развитие социально-нравственных качеств детей, необходимых для их успешной адаптации к образовательной среде и формирование содержательной учебной мотивации с последовательным замещением первоначального внешнего интереса к обучению и формальных мотивов учения познавательными интересами.


Развитие возможности управлять своим поведением составляет один из существенных моментов, образующих готовность ребенка к обучению. Характерная для детей недостаточная сформированность осознанной саморегуляции деятельности является тормозящим фактором когнитивного и личностного развития ребенка, а также одной из основных причин, порождающих трудности в учебно-познавательной деятельности.


Работа по формированию осознанной саморегуляции познавательной деятельности ведется в нескольких направлениях, связанных с формированием определенного комплекса умений:


ставить и удерживать цель деятельности;


планировать действия;


определять и сохранять способ действий;


использовать самоконтроль на всех этапах деятельности;


осуществлять словесный отчет о процессе и результатах деятельности,

оценивать процесс и результат деятельности.


У детей формируется готовность к восприятию учебного материала, необходимое для усвоения программного материала умений и навыков и т. д.


В процессе работы идет формирование учебной деятельности детей и коррекция недостатков B её основных структурных звеньях: информационно- ориентационном, операционно-исполнительском, контрольно-оценочном. Особое внимание уделяется пробуждению у ребенка осознания собственных действий, причин успехов и неудач и формированию веры в собственные силы.


Дефектолог ведет работу по развитию личностных компонентов познавательной деятельности (познавательной активности, самостоятельности, произвольности); работает над преодолением интеллектуальной пассивности и без инициативности.


Рабочие дефектологические программы, построены с учетом активных межпредметных связей. В процессе формирования новых знаний, умений, навыков и универсальных учебных действий (анализ, синтез, речевая коммуникация и т.д.) идет опора я на знания детей, полученные ими ранее в процессе обучения или при прохождении других программ развития и коррекции (логопедической, нейропсихологической и т.д.).


Коррекционная работа учителя-дефектолога строится на основе программ для общеобразовательных учреждений и осуществляется в единообразии с образовательной программой, по которой обучается ребенок образовательном учреждении, с использованием коррекционных направлению работы. методик по каждому направлению работы.

Новосибирск 2024
Материалы защищены авторским правом