Нейропсихология представляет собой отрасль клинической психологии, в компетенцию которой относится выявление и коррекция психических процессов, которые связаны с особенностью функционирования мозга. Она изучает особенности работы мозговых механизмов и рассматривает отдельные психические процессы как процессы обработки информации, а также исследует то, как развитие ребенка сопряжено с развитием мозга, изучая влияние состояния головного мозга на поведение и психические возможности. Таким образом, трудности, памяти, внимания, восприятия, мышления, речи, эмоциональной и личностной сфер рассматриваются нейропсихологией как результат нарушений работы мозговых механизмов, слабости нейронных связей.
Последние 10–12 лет все более востребованной становится детская нейропсихология. Успех ребенка в обучении и жизни неразрывно связан с уровнем сформированности структур головного мозга, который является основой для освоения знаний, умений, навыков, эмоциональной и поведенческой регуляции. Известно, что мозг ребенка пластичен, не все его структуры и области созревают одновременно одни из них развиваются раньше, другие позже, и поэтому по-разному будут развиваться те или другие психические функции. До 12 лет мозг ребенка активно развивается, а в раннем и дошкольном возрасте создается фундамент работы нервной системы. Именно поэтому ранняя диагностика и коррекция позволяют сгладить, либо полностью скорректировать трудности в поведении, эмоциональном развитии, когнитивных способностях ребенка.
Работа с нейропсихологом начинается с нейропсихологической диагностики. Она позволяет выявить специфику организации работы мозговых механизмов, особенности созревания мозговых структур, сильные и слабые структуры мозга. Диагностика может проходить по-разному, в зависимости от возраста и возможностей ребенка. От наблюдения за проявлениями ребенка, игровой, двигательной и социальной активностью, до классических нейропсихологических исследований, когда ребенок много работает за столом, выполняя разнообразные задания. Частью диагностического обследования является беседа с родителями, а также обратная связь с рекомендациями от нейропсихолога. По результатам диагностики принимается решение, нужны ли ребенку занятия по нейропсихологической коррекции. На основе результатов диагностики разрабатывается индивидуальный план коррекции и развития ребенка, подбирается оптимальная коррекционная программа.
Нейрокоррекция это эффективный, немедикаментозный метод помощи. котором с помощью определенного комплекса упражнений и методов коррекции специалист «подтягивает» развитие мозга ребенка.
В основе лежит системный подход к коррекции и сопровождению психического развития ребенка и предпочтение отдается телесно-ориентированным и двигательным методам. Это объясняется тем, что формирование высших психических функций, овладение знаниями, умениями, навыками и все обучение опирается на формирование двигательных навыков и двигательное развитие. Например, ребенок, который не ползал, мало и однообразно двигался в дошкольном возрасте, будет испытывать трудности в обучении и освоении школьной программы.
Когда необходимо обращаться к нейропсихологу?
-Занятия по нейропсихологической коррекции показаны в случаях родовой травмы, а также любых неблагоприятных факторах во время беременности и родов (например, когда в анамнезе ПЭП, ММД, СДВГ, ЗПР, ЗПРР, гипертензионный синдром).
-Частых заболеваниях, в том числе на первом году жизни, например, бронхолегочные заболевания, отиты, атипические дерматиты; лечения антибиотиками; хронические запоры;
-Травмах головы и/или общего наркоза.
-При подозрении на аутизм, или поставленном диагнозе РАС, РДА.
-Для детей с ДЦП, недоношенных, нарушением слуха и зрения, умственной отсталостью
-Когда моторное развитие проходило с задержкой, опережением или изменением порядка освоения моторных навыков.
-Когда ребенок мало ползал или совсем не ползал.
-Ребенок «не слышит взрослых», не сразу откликается, не понимает обращенную речь.
-Гиперактивен или излишне медлителен.
-Выражена гипо или гиперчувствителен к тактильным раздражителям.
-Не может себя контролировать, эмоционально нестабилен, импульсивен.
- У ребенка проблемы с мотивацией и/или планированием собственной деятельности. Испытывает трудности в следовании инструкции.
-Быстро утомляется, с трудом засыпает;
-Излишне тревожен, испытывает множество страхов, чрезмерно замкнут или застенчив, с трудом устанавливает дружеские контакты.
-Больше года занимается с логопедом, а результат минимальный.
-Неуклюж, часто спотыкается, излишне травматичен.
-Испытывает трудности в обучении.
-Часто отвлекается, не может сосредоточиться; не может делать или плохо делает домашнее задание.