Фактор, вызвавший нарушение развития может подействовать однократно (как например, токсикоз беременности, родовая травма и т.д.) или же продолжать действовать более или менее длительно (тяжелое или длительно текущее заболевание).
Он может приводить как к выраженным нарушениям развития (нарушая процесс нормального формирования психических свойств, функций и компонентов личности), так и лишь к психологическим проявлениям, не достигающим степени патологии.
Однако и в этом случае отклоняющееся по срокам и негармоничное развитие, даже клинически не выраженное, затрудняет адаптацию ребенка и повышает чувствительность к негативным воздействиям.
Это чревато появлением отклонений под влиянием даже тех факторов, которые для ребенка, прошедшего все стадии и периоды типичного развития не являются патогенными (поступление в садик или школу, пубертатный кризис).
Некоторые малыши начинают ходить или говорить позже сверстников.
В период детства окружающие ребенка взрослые зачастую не придают значения тем или иным особенностям его развития, считая их индивидуальными вариантами нормы и полагая, что ребенок все свои трудности просто "перерастет".
Проблемы с учебой списывают на лень, а любые поведенческие особенности на недостаток воспитания.Тревогу начинают бить тогда, когда ребенок оказывается не в состоянии освоить образовательную программу дошкольного или школьного обучения или овладеть необходимыми поведенческими навыками. Но иногда ему трудно соответствовать усредненным параметрам поведения и развития из-за особенностей работы мозга и в этом нет вины самого ребенка.
Далеко не всегда дело в серьезной патологии, но задуматься о походе к специалисту точно стоит, если отставание от стандартных сроков освоения навыков сильно затянулось или наблюдается в нескольких областях, ведь подобные первичные нарушения существенно ограничивают возможности ребенка и препятствуют его дальнейшему развитию.
Психологические механизмы, сформировавшиеся в том или ином возрасте и закрепившиеся в качестве адаптационных, в более старшие возрастные периоды могут приобретать характер гиперкомпенсаторных, условно и явно патологических, затрудняющих индивидуальное развитие.
В результате, наряду со специфичными клиническими проявлениями, появляются вторичные расстройства: невротические и резидуально-органические формы заикания, тиков, энуреза, энкопреза, патологических привычных действий, патохарактерологические реакции, психосоматические расстройства и прочее.
Данный процесс представляет собой возвращение к более ранним формам восприятия, мышления, деятельности, общения, инстинктивных и онтогенетически ранних механизмов регуляции поведения и психического тонуса с активным включением их в процесс адаптивной перестройки психики, восполняя и гармонизируя дефицитарный опыт индивидуального и социального развития.
Игнорирование этого этапа и стремление компенсировать с позиции «сегодняшнего дня» то, что не усвоено или не отторможено в предыдущие возрастные периоды подобно возведению верхних этажей и крыши у здания, стоящего на размытом фундаменте.
Ведь формирование базовых компонентов высших психических функций непосредственно связано со всеми стадиями, которые должен пройти в своем развитии ребенок и если какой-либо из возрастных этапов прожит ребенком недостаточно полноценно, то искажается и весь дальнейший ход психического развития.
Мы исходим из представления о том, что каждый возрастной период характеризуется специфичным для него социально заданным содержанием ведущей деятельности.
Учиться могут все дети.
Только ребенок с нарушениями развития учится медленнее. Таким детям надо овладеть всеми навыками, которые нужны им в играх, общении с окружающими, в достижении максимально возможной независимости для интеграции в общество.
Общая цель работы с ребенком определяется возрастными нормативными характеристиками того этапа психического онтогенеза, на котором он находится, а проделанная на предыдущем этапе работа позволяет подойти к тем же проблемам с высоты нового уровня онтогенеза мышления, более зрелого уровня онтогенеза общения и аффективной организации поведения, самосознания, высших потребностей и т.п.
Вне зависимости от причин, любая трудность ребенка и семьи может быть устранена или уменьшена.
Современные подходы и грамотные специалисты позволяют вовремя заметить скорректировать проблемы на самой ранней стадии.
А здоровое развитие на ранних стадиях предопределит дальнейшую успешную учебу и социальную адаптацию ребенка в будущем.
Ведь случае раннего обращения для коррекции нарушений нужно прикладывать меньше усилий и времени так как попутно не придется исправлять дополнительные проблемы, возникающие в ходе дисгармоничного развития.
Если Вы чувствуете, что ребенку нужна помощь или обнаружили тревожные симптомы, то важно своевременно проконсультироваться со специалистом.