Центр Коррекционной Педагогики

Логопедия является одним из разделов коррекционной педагогики (дефектологии), занимающимся нарушениями развития речи, способами их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания.


Детский логопед в своей практике встречается с самыми различными задачами: от элементарных трудностей звукопроизношения у ребенка до серьезных нарушений развития речи. Специалист высокого уровня может провести качественную диагностику состояния речевой сферы и определить, какой именно вид логопедической помощи требуется конкретному ребенку, а также, составить индивидуальную программу коррекционной работы по устранению выявленных нарушений речи.


Логопедические занятия могут включать в себя: непосредственно занятия по «постановке» звуков, артикуляционную гимнастику, игры на автоматизацию и дифференциацию, упражнения на развитие мелкой моторики, дыхательные упражнения, песенки, попевки, скороговорки и стишки, работу над тембром, скоростью и плавностью речи, развитие орального праксиса (двигательной функции) и т. п. и все это в игровой форме! Звуковые пособия «Зоя Сова» для формирования слухового восприятия и интерактивные игры «Мерсибо» делают занятия еще более увлекательными. При отсутствии противопоказаний в структуру занятия может быть включен логопедический массаж или рекомендован как отдельный вид занятий.


Логопедические занятия нужно начинать как можно раньше! Как только родители заметили отставание в речевом развитии или специфические особенности его формирования. В случаях сочетанной патологии рекомендуется подключать занятия с дефектологом и нейропсихологом.


Когда необходимо обращаться к логопеду?


- Ребенок испытывал трудности сосания. Имеют место проблемы с жеванием и/или глотанием.


-При отсутствии речи или скудном словарном запасе (менее 10 слов) у детей до 2 лет. Мы работаем с детьми от 1 года и стимулируем появление речи у неговорящих детей.


-Малыш использует лепетные слова, говорит на «своем» языке, который понимают только близкие, и то не всегда. Его речь неразборчива, ребенок не может построить фразу. Коррекцией слоговой структуры и грамматики можно заниматься уже в возрасте 2,5–3 лет.


-Если ребенок недостаточно понимает речь, или понимание ограничено набором отдельных слов, предложений. Недоразвитие или отсутствие речи у детей, которые не страдают нарушениями слуха и имеют первично сохранный интеллект носит название алалия. Связана она с повреждением областей больших полушарий мозга, которые отвечают за речь. Повреждения происходят при родах, травмах или инфекционных заболеваниях. Очень важно вовремя начать коррекционную работу и не усугубить психическое состояние ребенка.


-При нарушении (распаде) уже сформировавшейся речи, которое развивается при опухолях, кровоизлияниях и других органических поражениях речевых отделов коры головного мозга. Данное нарушение называется афазия.


-При неправильном прикусе так как неправильный прикус влияет на правильность произношения некоторых звуков. Наиболее часто наблюдаются дефекты свистящих и шипящих звуков, губно-зубных, переднеязычных, взрывных. Для коррекции прикуса и произношения используют специальные пластинки и логопедические упражнения.


- Нарушении звукопроизношения, которое проявляется изменением тембра голоса (гнусавость) и развивается при различных дефектах носоглотки, таких как ринолалия.


-Ребенок 5–7  лет имеет нарушения звукопроизношения.

К моменту поступления в школу речь должна быть чистая, иначе вероятны ошибки на письме, связанные с недостаточностью умения различать, дифференцировать звуки. Ребенок может не выговаривать звук/звуки одной группы (простая дислалия) или несколько звуков из разных групп (сложная дислалия).


-При нарушенном произношении звуков, которое провоцирует ограничение подвижности речевого аппарата. Наблюдается при поражениях нервной системы и носит название дизартрия. Дизартрия возникает из-за нарушений иннервации мышц, непосредственно участвующих в формирования речи из-за которых ребенок испытывает трудности с артикуляцией.


-В случае, если ребенок пропускает, заменяет слоги при произнесении сложных слов, таких, как регулировщик, мотоциклист. Нарушение слоговой структуры без коррекционной работы приводит к дисграфии.


-При расстройствах речи, которые спровоцированы нарушением слуха. Нарушение слуха имеет сенсорный характер - ребенок не может познавать мир и воспринимать информацию посредством слушания. У детей с проблемами слуха недоразвиты все аспекты речи: произношение звуков, запас слов, грамматический строй. Отсутствие общения с другими людьми в детстве приводит к невозможности воспроизведения речи.


-При ЗРР и ЗПРР так как состояние задержанного развития характеризуется, прежде всего, снижением навыков, возникающих в процессе развития и навыков, которые определяют общий уровень интеллекта в том числе и языковых способностей.


-При проблемах эмоционально-волевой сферы и расстройствах аутистического спектра ребенок не может общаться с другими людьми, у него полностью дефицитарна коммуникативная функция.


-В школьном возрасте ребенок имеет проблемы с чтением и письмом.

Новосибирск 2024
Материалы защищены авторским правом