Центр Коррекционной Педагогики

Дефектология отрасль научного знания, изучающая особенности и закономерности развития и обучения лиц с различными нарушениями в физическом, интеллектуальном и эмоциональном развитии. Дефектологическая наука включает в себя разделы специальной (коррекционной) педагогики, социологии, психологии, прослеживается тесная взаимосвязь с медицинскими науками (психиатрией, невропатологией, генетикой, педиатрией, иммунологией, офтальмологией, отоларингологией и др.). Она вобрала в себя множество различных направлений, поэтому дефектолог, придерживаясь в своей работе комплексного подхода, всегда анализирует ребенка с различных точек зрения.


Почти всегда ребенка с любым, даже незначительным нарушением развития должен сопровождать дефектолог. Он является основным специалистом, проводящим коррекционно-развивающую работу. Обладая знаниями принципов последовательного обучения когнитивным навыкам, дефектолог помогает детям проходить все этапы последовательного развития, разрабатывая индивидуальную программу коррекционно-педагогической помощи ребенку в максимально развернутой форме.


Дефектологические занятия представляют собой комплексное обучение, развитие, воспитание и адаптацию детей в различных сферах. Они построены так, что затрагивают все наиважнейшие области психического развития, однако именно интеллектуальная сфера является основной направленностью дефектологической работы. Занятия учителя-дефектолога направлены на развитие высших психических функций (восприятие, внимание, память, мышление, речь, воображение); развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков; развитие эмоционально-волевой сферы; развитие познавательной активности; формирование мотивации к учебной деятельности; расширение кругозора; развитие коммуникативной деятельности; становление ведущего типа деятельности того возрастного периода, в котором находится ребенок; повторение и закрепление материала, изучаемого сверстниками в детском саду или школе;


Помимо непосредственно коррекционной работы, дефектолог формирует программу включения родителей в образовательный процесс и обучает родителей методам работы и грамотному взаимодействию с ребенком так, чтобы это взаимодействие было развивающим и обучающим. Курирующий ребенка дефектолог центра проводит динамическое наблюдение и контроль за психофизиологическим развитием в период работы с другими специалистами центра.


Когда необходимо обращаться к дефектологу?


-В случаях перинатального поражения центральной нервной системы, которое является не только одной из основных причин детской инвалидности, но и пограничных расстройств так как в силу разных причин у таких детей отмечаются нарушения подкорковых и корковых структур функционального или органического характера.


- При проявлении признаков повреждения или нарушения развития двигательного анализатора (нарушения тонуса мышц и/или ограничение их подвижности, непроизвольные насильственные движения, нарушении координации движений.


-Наличии задержки темпов доречевого и речевого развития.


-Выраженности особенностей поведения в виде импульсивности, моторной и речевой расторможенности. Ребенок находится в постоянном движении, не может усидеть на месте. Попытки усадить и занять спокойными играми оборачиваются истериками. Наблюдается повышенный тонус мышц и постоянное возбужденное состояние головного мозга ребенка (мозг требует постоянного движения, иначе нервные импульсы перестают поступать в его разные отделы).


-Ребенок неадекватен в своих реакциях на элементарные ситуации, очень конфликтен, настойчив в удовлетворении капризов. Ребенок не понимает инструкцию, отказывается ее выполнять. Помощь специалиста требуется если на просьбу выполнить задание или инструкцию убегает, прячется, закатывает истерику.


-Излишне раздражителен, злится без видимой причины, проявляет «вспышки гнева», агрессию и жестокость. Ребенок регулярно пытается ударить других детей или животных. Рвет и ломает игрушки, кусается, царапается, вступает в драки.


- Ребенку требуется помощь, если он не может концентрироваться на одной деятельности более 2–3  минут, действия носят цикличный характер (в процессе игры не рассматривает предметы а ломает их, стучит, бросает, расставляет предметы в ряд, наблюдается бесцельное хождение или бег по кругу; попытки переключить на другую игру встречаются протестами и плачем).


-Может спокойно переносить одиночество, не привлекая к себе внимание. «Зависает» с концентрацией взгляда в одной точке.


- Ребенок редко улыбается или смеется, выглядит подавленным, вялым и уставшим. Он апатичен. Плачет без видимых причин. Пытается прятаться за родителей при общении, боится знакомиться с детьми. Теряет интерес к любимым играм и игрушкам и не интересуется ничем новым.


-Выглядит встревоженным и обеспокоенным. Совершает однообразные действия и движения как «ритуал успокоения». Проявляются страхи.

- Ребенок не отзывается на имя. Не показывает пальчиком на предметы для привлечения внимания взрослых.


- Отсутствуют вербальные и невербальные способы коммуникации (не фиксирует взгляд на лице взрослого, избегает контакта «глаза в глаза», не использует жесты, например, не машет рукой «пока-пока»).


-Нет интереса к общению. Ребенку трудно сотрудничать со взрослым и взаимодействовать со сверстниками. Он предпочитает проводить время в одиночестве, не проявляет интереса к общим играм.


-Речь взрослого не является для ребенка регулятором поведения и деятельности.


-Имеется замедление темпов становления познавательной деятельности: ребенок медленно думает, плохо понимает причинно-следственные связи; плачет, при непонятном для него вопросе; во время знакомой игры, на новых предметах не понимает, что нужно сделать, плохо отвечает на простые вопросы, ребенок нервничает и не может выразить свои эмоции и т.д.


- Имеет место психофизическая и эмоциональная незрелость.


-Ребенок находится в «своем мире» и до него нельзя достучаться, пока он занят, ребенок постоянно играет в монотонные игры и его не интересует, что происходит вокруг.


- Плохо реагирует на прикосновения, избегает физического контакта. И/или выражены трудности с одеванием.


-При выявленном раннем детском аутизме и расстройстве аутистического спектра (РДА И РАС).


-При диагностированной задержке психического развития, задержке речевого и психоречевого развития (ЗПР, ЗРР, ЗПРР), а также умственной отсталости, проявляющимся нарушением интеллекта, речи, моторики и т. д.

Данные патологии могут носить как врожденный, так и приобретенный характер.

-Детском церебральном параличе (ДЦП)-хроническом не прогрессирующем симптомокомплексе двигательных нарушений, которые развились в связи с поражением головного мозга.

-Парциальных нарушениях высших корковых функций.

-Плохо запоминает информацию. Ребенок не запоминает зрительную информацию, при этом не может соотнести действия с предметом. Длительное время не может запомнить новые слова и простые стихотворения.

-Требуется время на многократное повторение вопроса или инструкции, ребенок постоянно просит помощи, не проявляя самостоятельности.


- При изучении чего-то нового ребенок торопится, плохо координирует движения, не смотрит на предметы, потом теряет интерес при неудаче. При разговоре часто перебивает. Тяжело переключается с одной задачи на другую, выражены трудности планирования своей деятельности.


-Ребенок отказывается учиться. Не хочет просыпаться идти в школу, активно капризничает и протестует.


-При наличии специфических трудностей формирования учебных навыков (нарушения письма, чтения и счета).


-Родители должны обратиться к специалистам если: ребенок имеет красочные фантазии о подстерегающих в темноте монстрах, жалуется на пугающие несуществующие образы и пытается от них спрятаться; часто мочится по ночам, просыпается от кошмаров; рассказывает о голосах, слышит шепот, скрипы или шаги; говорит, что его преследуют, угрожают или приказывают что-то сделать.

Новосибирск 2024
Материалы защищены авторским правом