Центр Коррекционной Педагогики

    Многие семьи сталкиваются с проблемами развития своих детей и эти состояния вызывают оправданные беспокойства и неуверенность в выборе методов работы (лечения, коррекции).

    Мы не придерживаемся позиции ожидания чуда, или воздействия волшебных методов, способных сделать ребенка, у которого, по тем или иным причинам, произошло нарушение общего развития, совершенно здоровым наша работа строится на основе прочной научно-исследовательской базы. Ведь только кропотливый труд родителей будет увенчан успехом и поможет их ребенку адаптироваться к самостоятельной жизни.

    Наш детский центр при разработке программ учитывает и использует в работе как проверенные десятками лет практики, так и современные тенденции образования. Специалисты нашего центра используют классические программы (например, метод замещающего онтогенеза А. В. Семенович) в качестве базовых, дополняя программами современных авторов и собственными разработками. Знание различных методик и подходов позволяет нам быть более пластичными и гибкими в построении индивидуальных программ, делая упор на индивидуальные особенности каждого конкретного ребенка, а не на следования срокам реализации конкретной программы. Все это выводит возможности специалистов центра на новый уровень, позволяя компенсировать не только незначительные дефициты развития, но и выраженные нарушения.


Содержание работы наших специалистов учитывает общие принципы воспитания и обучения, принятые в педагогике: научность, системность, доступность, концентричность изложения материала, повторяемость, единство требований к построению системы воспитания и обучения детей.

    Исходными положениями нашей работы являются общепризнанные закономерности развития ребенка в границах условной нормы и при проблемах психофизического развития. Мозг ребенка должен пройти все естественные этапы развития. Все известные и самые эффективные методики раннего воздействия основаны именно на знании законов развития, его пути и ведущей деятельности возраста.

    Учет соотношения первичных нарушений и вторичных отклонений, признание неравномерности детского развития служат основой для понимания механизмов компенсации и построения на их базе системы коррекционного обучения и воспитания.

    В связи с этим большое значение приобретает умение специалистов нашего детского центра вычленять сильные стороны в развитии того или иного ребенка и видеть нарушенные звенья в развитии, тормозящие овладение знаниями, умениями и навыками. При определении целей и задач работы мы учитываем уровень сформированности психологических новообразований на данном этапе возрастного развития и уровень развития ведущей деятельности. В своей работе мы не ограничиваемся лишь актуальными на сегодняшний день проблемами и трудностями развития ребенка, а исходим из ближайшего прогноза развития. Работа специалистов нашего центра носит опережающий характер и нацелена на своевременное формирование психологических новообразований. Так как вовремя принятые превентивные меры позволяют избежать дальнейшего усугубления имеющихся трудностей и отклонений в развитии, а тем самым необходимости развертывания дальнейшей системы специальных коррекционных мероприятий.

    Наши специалисты ориентируются не только на понятие «возрастная норма» им приходится встречаться с понятием «индивидуальная норма», которая позволяет наметить программу оптимизации развития для каждого конкретного ребенка с учетом его индивидуальных психологических особенностей и самостоятельного пути развития.

    Именно учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей согласует требования соответствия хода психического и личностного развития ребенка нормативному развитию, с одной стороны, и признание бесспорного факта уникальности и неповторимости конкретного пути раз вития личности с другой.

    Осуществление комплексного подхода означает, что специалисты различных направлений вырабатывают единую стратегию развития ребенка и коррекции его имеющихся трудностей.  Согласованная работа педагогов различных направлений и родителей позволяет максимально эффективно корректировать самые разные трудности ребенка: от поведенческих и психологических, до интеллектуальных и адаптационных.

    В практической работе с ребенком выделяют симптоматическую коррекцию, направленную на преодоление внешней стороны трудностей развития, внешних признаков и симптомов этих трудностей.

    Коррекционно-развивающую работу каузального типа, предполагающую устранение и нивелирование причин, порождающих сами эти проблемы и отклонения в развитии ребенка. Принцип приоритетности коррекции каузального типа означает, что приоритетной целью проведения коррекционных мероприятий должно стать устранение причин трудностей и отклонений в развитии. Очевидно, что только устранение причин, лежащих в основе нарушения развития, может обеспечить наиболее полное разрешение проблем. Работа с симптоматикой, какой бы успешной она ни была, не сможет до конца разрешить переживаемых трудностей.

    Любая программа коррекционно-развивающего воздействия должна быть направлена не просто на коррекцию отклонений в развитии, на их предупреждение, но и на создание благоприятных условий для наиболее полной реализации потенциальных возможностей гармонного развития. Таким образом, цели и задачи любой коррекционно-развивающей программы должны быть сформулированы как система задач трех уровней:

• Коррекционного - исправление отклонений и нарушений развития, разрешение трудностей развития;

• профилактического - предупреждение отклонений и трудностей в развитии;

• развивающего - оптимизация, стимулирование, обогащение содержания развития;


    Только единство перечисленных видов задач может обеспечить успех и эффективность реализации коррекционно-развивающих программ.

    Обеспечивая целостный подход к развитию и коррекции, мы адаптируем программы для детей разного возраста и потребностей.

    Эффективность коррекционной работы на 90% зависит OT комплексности, тщательности и глубины предшествующей диагностической работы. Поэтому весь коррекционно-развивающий процесс работы с ребенком B нашем центре требует осуществления промежуточной диагностики, проводимой специалистами с целью контроля динамики изменений личности, поведения, деятельности, динамики эмоциональных состояний, чувств и переживаний ребенка и его родителей в процессе работы. Такой контроль позволяет внести необходимые коррективы в задачи самой программы работы, вовремя изменить и дополнить методы и средства воздействия.

    Коррекционно-педагогическая работа, осуществляемая в нашей центре, предполагает большую гибкость. Время освоения, содержания обучения строго индивидуально и зависят от целого комплекса причин, определяющих структуру нарушения у конкретного ребенка. Залог успеха в индивидуальном подходе, в подробной диагностике, в задачах обучения на шаг вперед на следующую ступеньку, а не на прыжок через одну или несколько ступеней, в работе через мотивацию.

Специалисты центра создают условия для активного участия родителей в воспитании и обучении ребенка. Для нас развитие — это не только про занятия, это про всю систему воспитания, которая может стать лечебной для ребенка, вывести его на новый уровень. Именно родители находятся с ребенком большую часть времени сейчас и будут находиться всегда, а педагоги лишь приходят в вашу жизнь на определенное время, а специалист за час-два, пару-тройку раз в неделю не может сотворить чуда.

    Поэтому приоритет нашей работы передать свои знания и навыки работы в руки родителей, чтобы они:

• смогли выстроить руководящий контроль в отношениях с   ребенком;

• умели развивать адаптивные способности ребенка, эмоционально- волевой контроль, навыки самообслуживания и помогать ребенку во всех сферах его жизни, а не только в обучении;

• умели взаимодействовать со своими детьми;

• могли заниматься, а в школьном возрасте делать домашние задания с ним, а не за него;

• знали, как выстраивать комплексную систему реабилитации, а не зацикливаться на одном разрекламированном методе;

Принципиально важно переключение внимания с самого предмета переживаний («Мой ребенок испытывает трудности в социальной адаптации или обучении» и т.п.) на деятельность, направленную на преодоление существующих проблем.

Новосибирск 2024
Материалы защищены авторским правом